Изготовление кормушки - Форум
..

Статус "Гость" | RSS


.

 


 

 


 
Авторское право на темы форума Новые сообщения Открыть мини-чат Поиск Правила форума RSS-подписка
Страница 1 из 11
Форум » Мастерская рыболова - Изделия своими руками » Мастерская рыболова - Аксесуары, сигналезаторы И Т п. » Изготовление кормушки
Изготовление кормушки
Лукавая
Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 11:39 | Сообщение # 1 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Изготовление кормушки


Начало и конец сезона — удобный период для ревизии и доработки снаряжения. По горячим следам можно внести те или иные поправки в конструкции каких-то элементов, реализовать какие-то новые идеи, расширить арсенал. Итогом прошедшего зимнего сезона для меня стала необходимость заметно обновить набор зимних кормушек. Поэтому перед детальным разбором технологии изготовления тезисно озвучу некоторые существенные, на мой взгляд, нюансы.

Требования к кормушке, которые я сформулировал на основе собственного опыта, звучат так:

1) удобство наполнения прикормкой;

2) легкость открывания и надежность запирания дна;

3) быстрота погружения;

4) минимальная скрипучесть;

5) визуальная малозаметность;

6) минимальное место при транспортировке.

Долгое время мои самодельные кормушки были унифицированы по форме (фото 1). Конструкция потихоньку, от серии к серии, совершенствовалась, но конусность оставалась практически стандартной. Отчасти это было связано и с удобством изготовления, и с возможностью хранения их друг в дружке, вроде матрешек. Из-за этого большая часть конусов сворачивалась из заготовок в форме кругового сектора с центральным углом в 90°. Таким вот образом из одной жестяной заготовки в форме круга получается 4 остроконечных конуса. Однако экономия металла в итоге оборачивается меньшим удобством наполнения кормушки прикормкой. В самую вершину она не попадает, а без утрамбовки там остается воздушный пузырь, снижающий полезный объем. Для решения этой проблемы стоит использовать значительно более широкий конус, который получается из сектора в 180°, когда круг разрезается пополам. Но в таком случае можно сделать только 2 кормушки. Они получатся широкими и медленно опускающимися — большая площадь днища способствует этому. Плюс — широкое днище при открывании кормушки заметнее настораживает рыбу. К тому же у крупных моделей при сопоставимом с диаметром узкой лунки размере днища — кормушка вначале (покуда не минует отрезок пути, равный толщине льда) очень медленно опускается, поскольку вода через маленькие зазоры не успевает ее быстро обтекать.



Из перечисленного следует, что маленькие кормушки стоит изготовлять более ширококонусными, а по мере увеличения объема — делать конуса более узкими (фото 2). С точки зрения технологичности оправданы три варианта. «Широкий конус» объемом примерно до 15-20 г оправданнее всего для самых мелких размеров, т.к. здесь каждая пара граммов прикормки составляет значительную часть объема. «Средний конус» (примерно до 40 — 50 г) — для промежуточных размеров, которые еще не так велики, чтобы полностью пренебрегать заполнением верхней части кормушки, но уже обладают заметным объемом и массой, имея значительное сопротивление при погружении в воде и нагрузку при открывании рывком. «Средний конус», как можно догадаться, удобнее всего делать из сектора в 120°. Таких из одной исходной заготовки получается три, что технологически немаловажно. «Узкий конус» для самых больших размеров нужен именно по описанным выше причинам — потеря нескольких граммов не важна.



Каждый, кто изучал в школе геометрию, в состоянии вспомнить несколько основных соотношений, позволяющих рассчитать размеры конструкции конуса, исходя из диаметра круга, нарезанного затем на энное количество секторов. Но для удобства все же напомню. В случае введения некоей стандартизации — например, по приведенному выше углу конусности, для описания размера кормушки вовсе не обязательно высчитывать все ее характеристики. Вполне достаточно взять для этого какую-то одну — самую легко измеряемую и высчитываемую. Я для этого пользуюсь длиной образующей боковой поверхности конуса R. Она равна радиусу вырезаемого из жести круга исходной заготовки. Высчитать теперь диаметр окружности основания свернутого из заготовки конуса (т.е. ширину дна кормушки) тоже несложно. Он определяется по формуле Doc = aR/180°, где а — угол конуса в градусах (т.е. угол сектора, образующего наш конус).

Зачем нужно заранее знать ширину будущей кормушки? Для того чтобы можно было подбирать размеры кормушек, умещающихся друг в друге в собранном виде. Это, само собой, не строго обязательное требование, но его соблюдение заметно экономит место среди снастей. Правда, помимо конусности и ширины основания необходимо учитывать и размер других частей конструкции — застежки, петли днища, ушка для крепления на леске. Для надежности лучше развертку будущей петли, которая крепит откидывающееся днище к корпусу, вырезать вместе с разверткой корпуса (фото 3). Монолитная конструкция не будет зависеть от качества пайки — и удастся избежать ситуации, когда донышко вдруг просто отрывается от конуса. Обычно на конусе петля располагается ровно напротив шва спайки. К тому же такое расположение облегчает не только расчет места расположения будущей петли на выкройке, но и в дальнейшем позволяет исключить лишнюю пайку — защелка будет припаиваться на шов, а не на гладкую поверхность жести.



Полная выкройка будущего конуса кормушки выглядит как сектор круга, у которого биссектриса (линия, которая делит угол пополам) является и средней линией прямоугольника, «торчащего» из этой окружности наружу. Ширина этого прямоугольника не должна быть очень маленькой, иначе петля будет люфтить, обеспечивая скрип и дребезжание. Но и очень широкой ее делать тоже нежелательно, иначе конус будет не очень ровный, а габариты дна сильно возрастут. В зависимости от размера самой кормушки, полоску для петли лучше вырезать шириной от 0,5 до 1 см. Длину полоски лучше делать с небольшим запасом, чем впритык — всегда проще обрезать лишнее, нежели ломать голову, как нарастить недостающее. К тому же, чем длиннее, тем больше будет поверхность, припаянная к конусу после окончания сборки. А от площади пайки зависит прочность.

Острие выкройки конуса необходимо немножко обрезать, т.к. после сворачивания здесь должно быть небольшое отверстие, через которое наружу выводится проволочное ушко или застежка. Последним нюансом подготовки выкройки конуса является изготовление ряда отверстий, чтобы через них легко и быстро выходил воздух. Нужны они только в верхней части, и вполне хватит двух-четырех диаметром около 2 мм (фото 4).



Выкройка днища имеет более сложный рисунок, но зато ее не надо будет потом долго и нудно сворачивать и выгибать. Единственные элементы, подлежащие в дальнейшем деформации — полоски для сворачивания петли крепления к конусу. Само же днище имеет контур толстого яйца или окружности — в зависимости от типа и особенностей защелки. Я предпочитаю днище первого варианта. В этом случае широкая часть «яйца» — это не что иное, как контур основания конуса кормушки с припуском около 1 — 2 мм. Именно из этой части заготовки «торчат» две параллельные полоски для будущей петли. Расстояние между полосками должно очень точно соответствовать ширине полоски на конусе, поскольку после закручивания вокруг тонкого металлического прутка петля должна плавно и без сильного трения открываться-закрываться. Если расстояние окажется меньшим, то петлю просто не удастся собрать. Если же большим, то днище станет смещаться вправо-влево, затрудняя быстрое и точное защелкивание.

На противоположной от полосок стороне «яйца» или окружности делается небольшой выступ — «язычок» (фото 5). В нем вырезается паз под ширину будущей защелки, которая изготовляется также из полоски металла. Здесь тоже желательно очень близкое соответствие размеров. А вот ширину полосок днища лучше сделать меньше, иначе петля получится неоправданно громоздкой. Их суммарная ширина должна быть примерна равной полосе на конусе.



Когда два этих основных элемента воплощены в виде выкройки, необходимо приготовить и подогнать более мелкие детали. Петелька в вершине делается из толстой нержавеющей проволоки. Она должна быть максимально компактной, но с достаточным внутренним отверстием, чтобы удалось зацепиться за нее любым карабинчиком. Если сделать петлю слишком тонкой или большой, то она станет легко деформироваться — и рано или поздно сломается.

Затем наступает самый муторный момент — сворачивание конуса. Я для этого использую круглогубцы, плоскогубцы и... терпение. Сворачивание можно считать законченным, когда обе боковых стороны сектора плотно и точно прилегают друг к другу и не расходятся сами собой. В этом случае спаять их не составляет труда.



Для сборки петли крепления дна к конусу (фото 6) понадобится заметно более толстая проволока, нежели для ушка, т.к. тонкая неизбежно приведет к люфту или недостатку прочности. Именно от ее диаметра зависит точность и плавность открывания и закрывания донышка. Я использую для этой цели проволоку толщиной 1,5 — 2 мм. После намотки на нее полоски конуса — наматываются обе полоски днища. Их поверхности должны вплотную прилегать к поверхности стерженька, а концы полос должны касаться поверхностей своих заготовок с наружной стороны. От размера полученных зазоров напрямую зависит сложность и аккуратность дальнейшей пайки. Нам необходимо припаять петлю так, чтобы концы прямоугольных пластин оказались прочно прикрепленными — две к днищу и одна к конусу. Кроме того, полоски дна должны быть припаяны к проволоке, на которой собрана вся петля. А вот полоска от конуса ни в коем случае не должна контактировать с припоем, иначе открыть кормушку не удастся, как только пайка закончится. Сложность состоит в том, что первыми припаиваются пластины донышка, после чего на нижнюю его поверхность припаивают свинцовую пластину или иной формы груз для утяжеления (фото 7). После этого нужно припаять пластинку защелки так, чтобы она была ровно в створе вырезанного на «языке» паза. И лишь после этого припаивается свободный конец полоски крепления петли к конусу. После остывания необходимо тщательно осмотреть места пайки, т.к. иногда при охлаждении пластины отрываются от припоя за счет упругости их материала.



Если нигде брака не обнаруживается, то этап сборки кормушки можно считать в общих чертах законченным. Теперь необходима некоторая доработка — подпиливание излишков припоя на швах и закругление напильником всех углов и острых кромок, чтобы они не повреждали одежду, если кормушка лежит в кармане.

После этого наступает этап отладки петли. Ее придется подгибать и разрабатывать до тех пор, пока зазор между поверхностью дна и основанием конуса не станет минимально возможным. Важно, чтобы днище откидывалось легко и с минимальным трением и скрипом, а также без люфта.

Последним этапом является настройка застежки. Здесь возможны два подхода, имеющие свои плюсы и минусы. Я предпочитаю выгибать ее по большой и плавной кривой (фото 8). Это обеспечивает одновременно надежность и легкость открывания при небольшом рывке в сочетании с легкостью регулировки в полевых условиях. Правда, конструкция становится чуть более громоздкой и подверженной случайным деформациям. Если же изгиб выйдет коротким и сильным, то застежку можно сделать более миниатюрной. Но открывать ее придется уже более резким рывком, а изменить жесткость одними пальцами на льду будет не так легко.



Последним аккордом является наружное покрытие кормушки. Его наносить не обязательно, но стоит, поскольку помимо неброскости цвета кормушки этим достигается еще и меньшая ее шумность. Лучше пользоваться краской, которая после высыхания остается довольно вязкой и потому не будет быстро скалываться на морозе. Чем толще ее слой окажется, тем лучше — скрежет будет превращаться в шелест. Одно из самых первых покрытий я делал автомобильным герметикой, который после высыхания напоминал по твердости скорее резину, чем краску.

Следует пару слов сказать о материалах. Проволока, как я уже писал, ни в коем случае не должна быть ржавеющей. Для ушка к леске подойдет только нержавейка, а вот для петли вполне подойдет и толстая медная. Для корпуса и днища можно брать и листовую латунь, и медь. Толщина ее должна быть максимально возможной — при условии, что вы сможете качественно выполнить с ней все описанные операции. Слишком тонкий лист легко обрабатывать, но кормушка станет легко деформироваться и сильно скрипеть, а из толстого листа просто не удастся свернуть конус в вершине.

Паяю я обычно с ортофосфорной кислотой и предпочитаю олово — оно легче и быстрее смачивает поверхности, предназначенные для спайки. Из инструментов понадобятся, как уже упоминалось, плоскогубцы, круглогубцы, узкогубцы и кусачки с удобными рукоятками. Складной мульти-инструмент не очень подходит, т.к. при долгой работе натирает руки. Также нужен грубый и тонкий напильники, ножницы по металлу и нож для срезания излишков припоя. Само собой, понадобится циркуль и еще тонкий пробойник. Впрочем, последний можно заменить и подручными средствами — от шила до заточенного гвоздя.

А. Дьяченко
"Спортивное рыболовство № 4 - 2011г."


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Форум » Мастерская рыболова - Изделия своими руками » Мастерская рыболова - Аксесуары, сигналезаторы И Т п. » Изготовление кормушки
Страница 1 из 11
Поиск:
Статистика сайта
Последние обновлённые темы
р. Самарка. Южный мост. Камни. 14 июля 2017г. ▼ Посмотреть 15.07.2017, 09:00 Автор старче  
р.Самарка. Южный мост. Камни. ▼ Посмотреть 11.07.2017, 15:11 Автор старче  
Отчет с берега Волги за несколько ночей. Пляж. ▼ Посмотреть 02.07.2017, 10:18 Автор старче  
Отчет за 2 июня 2017г. Река Самара. Город САМАРА. Южный... ▼ Посмотреть 02.06.2017, 17:50 Автор старче  
Когда щука не клюет ▼ Посмотреть 29.05.2017, 16:40 Автор РадиоХулиган Щука
Отчет за 21 мая 2017г. Самара. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 21.05.2017, 22:33 Автор старче  
Рыболовный отчет за 7.05.2017 г. ▼ Посмотреть 07.05.2017, 18:07 Автор Путешественник  
Рыболовный отчет за 5 ммая 2017 г. Самара. Самарка. Южн... ▼ Посмотреть 06.05.2017, 07:52 Автор старче Водохранилище
Отчет о рыбалке 2 мая 2017 г. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 03.05.2017, 18:21 Автор старче Водохранилище
Отчет за 28 апреля 2017 г. Волга. Владимировка. ▼ Посмотреть 30.04.2017, 17:54 Автор старче Курилка
Нашли расхитителей.. ▼ Посмотреть 24.04.2017, 10:08 Автор старче Курилка

|
        
           

| | | Экстремальный портал VVV.RU | Рейтинг@Mail.ru |
Уважаемые посетители сайта Рыбалка с Душой
За файлы, предоставленные на нашем сайте, Администрация никакой ответственности не несёт.
Мы не заливаем на наш ресурс файлы, защищенные авторскими правами, и удаляем подобное по первой просьбе правообладателя.
Copyright MyCorp © 2011-2017