Финский нож - Форум
..

Статус "Гость" | RSS


.

 


 

 


 
Авторское право на темы форума Новые сообщения Открыть мини-чат Поиск Правила форума RSS-подписка
Страница 1 из 11
Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг восьмой - Подбираем атрибуты к снаряжению. » Финский нож
Финский нож
Лукавая
Дата: Пятница, 18.10.2013, 18:43 | Сообщение # 1 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Финский нож. Часть 1


Помните, в фильме «Покровские ворота» главный герой спрашивает свою тетю: «Что это ты смотришь по телевизору?», а она отвечает: «Наши играют французскую жизнь»... Как-то раз я захотел приобрести себе НАСТОЯЩИЙ финский нож. Сегодня естественный путь - это через Интернет. Но чем больше я читал там рассуждений и рекомендаций отечественных «экспертов» - и сравнивал с тем, что видел на сайтах финских производителей и в Музее ножей в Каухава (Kauhava), тем чаще вспоминал ту фразу из фильма Михаила Казакова.

В этой статье я не буду рассуждать об истории финского ножа и особенностях национальных традиций - чтобы этим проникнуться, надо родиться в Финляндии. Цель этой статьи - познакомить читателей непосредственно с производителями финских ножей: их опытом, мыслями и подходу к делу. Для этого я побывал в гостях - раз! - у одного очень известного и чрезвычайно авторитетного мастера ножей - два! - у одного молодого и только лишь начинающего мастера - и три! - на заводе одной очень известной финской фирмы, выпускающей высококачественные ножи в промышленных масштабах.

Часть первая



В первой части моего обзора мы познакомимся со знаменитым мастером Юккой Ханкала (Jukka Hankala - фото 1) и его творчеством.

Вот что пишет о нем информационный портал Finnish.ru: «Юкка Ханкала – кузнец номер один в Финляндии, Мастер года 2008. Знаменитый кузнец и изготовитель высококлассных финских ножей хорошо известен у себя на родине и за ее пределами. Победитель и призер финских и международных конкурсов в США, Бельгии, Франции, Швеции, обладатель всевозможных наград и призов. Изготавливает традиционные финские ножи, а также авторские коллекционные из дамасской стали. Среди его работ есть и современные ножи, в том числе складные». Я не только слышал и читал о мастере (hankala.com), но и когда был у него в гостях, держал в руках ножи, изготовленные для коллекционеров и из его личной коллекции.

В Финляндии очень чтут традиции. И, например, поддержка и помощь самобытным производителям и начинающим мастерам оказывается не только на государственном уровне, но и различными частными и общественными организациями. Сюда еще можно добавить музеи, практические курсы для начинающих, выставки, галереи. И даже в школах дети изучают историю финского ножа и получают небольшие практические навыки. Потому-то неудивительно, что финны очень хорошо разбираются в ножах, а финские мастера известны по всему миру. Забегая вперед, скажу, что когда я договаривался с мастерами о встрече, то просил поделиться с читателями и теми, кто, может быть, захочет себя попробовать в роли изготовителя ножей, своими секретами. Юкка подошел к этому вопросу радикально - он при мне выковал клинок под фотоаппарат, комментируя свои действия. И подарил клинок мне с условием, что когда я сам изготовлю ручку к нему, обязательно вышлю фотографию. Я это непременно сделаю, а весь процесс (также подсмотренный у финских мастеров) выложу на сайте журнала.

Вот, что я увидел



Юкка взял пруток из нержавеющей стали диаметром 15 мм (фото 2). Нержавеющая сталь - один из лучших выборов мастеров, изготавливающих именно коллекционные ножи. В отличие от высокоуглеродистых сталей она практически не подвержена коррозии, что облегчает уход за ножом, и надолго сохраняет его первоначальный вид.

Отрезал заготовку необходимой длины. Как шутил сам мастер: «Разные национальности любят разные размеры. Русские хотят клинки с длинным лезвием. В основном заказы из России начинаются от 12 см длины клинка и более. В самой же Финляндии наиболее популярны 9 - 9,5-сантиметровые лезвия». Дело в том, что в традиционном понимании нож для финна - это не что иное, как хозяйственный инструмент и бытовой помощник. Какой-то убедительной статистики и официальных опросов на тему - какие (а главное - для чего) ножи предпочитают россияне - нет. Я задавал этот вопрос на разных выставках продавцам и производителям отечественных ножей, их мнение - в основной массе нож воспринимается скорее как холодное оружие (хотя, надо отдать должное, в последнее время выросло число и ценителей-коллекционеров). Отсюда и подсознательный выбор ножа с более «убедительным» длинным лезвием.

Что же касается ножа как оружия, могу сказать, что финские разведчики времен второй мировой войны говорили, что лучше потратить немного времени на изучение анатомии, чем орудовать длинным и неудобным ножом. Сейчас это выражение приписывают охотникам.



Но вернемся в кузницу. Перед ковкой пруток разогревался до желтого цвета и попеременно попадал под ручной и механический молот (фото 3 и 4). После того, как заготовка была сформирована, ее оставили для естественного остывания.

Далее шла обработка на ленточном шлифовальном станке (фото 5), оборудованном самодельными устройствами фиксации ножа под определенным углом. Если кому-то интересно, на фото 6 такое устройство видно лучше. (Забегая вперед, скажу, что об углах заточки и свойствах режущей кромки - в следующей части).



Дальше ставилось личное клеймо мастера. Тем, кто уже имеет или хочет приобрести в свою коллекцию нож Юкки, сообщу, что мастер использует два личных штампа (фото 7). Первый он ставит, если сам полностью изготовил нож с ручкой и ножнами, второй - только на клинки, которые у него заказывают, но потом делают рукоять собственного дизайна. Кстати, изготовление ножей с использованием клинков от известных мастеров набирает популярность даже у нас в России, а что уж говорить про Финляндию.

Перед тем, как поставить клеймо - заготовка нагревается. Юкка контролирует процесс нагрева магнитом (фото 8), причем полностью всей заготовки. Дело в том, что при 708°С заготовка уже не притягивается к нему. Лезвие крепится в специальном шаблоне (фото 9). И вот один точный удар молотком - и на моем клинке появляется клеймо мастера.



Далее - процесс закалки. Для этого необходимо разогреть в горне заготовку до 840°С (если превысить эту температуру, то может случиться разрушение структуры стали) и опустить в масло. Но и здесь не все так просто. Во время прогрева было видно, как мастер волновался. Перед тем как достать из горна прогретую заготовку, он сказал, что очень важно соблюсти температурную технологию, а именно - масло при опускании раскаленной стали не должно загореться. На фото 10 видно, что огня нет, хотя я себе этого объяснить не могу по всем законам физики...

Известно, что масло не только охлаждает лезвие, но и изменяет его структуру. Об этом много есть информации в Интернете.

Есть еще одна тонкость - так называемая «зонная закалка». Обратите внимание, что в масло на время опущено только само лезвие (заточенная его часть), а потом и весь клинок. Потом можно хорошо различить полосу на клинке, разбившую его на две зоны (фото 11).

Далее проверка напильником. Верхнюю часть клинка напильник берет, а по заточенной части скользит, не царапая металл. После этого теста Юкка сказал, что теперь клинок практически невозможно сломать.

Процесс отпуска происходит в муфельной печи. Это снимет излишние напряжения в металле и сделает его не таким хрупким. Для этого клинок поместили на два часа в разогретый до 245°С муфель (фото 12) - и дали благополучно остыть.



Затем лезвие шлифуется на ленточно-шлифовальной машине с водой на нескольких лентах - с понижением их зернистости (фото 13), после полируется на круге с полировальной пастой. Теперь - все.



Кажется - все быстро и просто, но это когда работает мастер. Кстати, только подготовка к изготовлению классического традиционного ножа, который стал визитной карточкой Юкки Ханкалы и который украсил не одну обложку журналов и каталогов (фото 14), длилась два года. Изучались материалы, процессы и так далее. А самое главное, что мастер искал свой собственный путь, в основе которого лежат финские традиции.



Осталось только дополнить, что особую ценность для коллекционеров ножей Юкки Ханкалы имеют клинки из дамаска и лезвия с мозаикой. И если о технологии производства дамасской стали информации хватает, то мозаика - тема довольно закрытая, поскольку каждый мастер самостоятельно продумывает рисунок, технологию его достижения - и, как правило, неохотно делится собственными наработками. Тем не менее, приведу один из способов, который применяет мастер Юкка Ханнкала.



Берется отрезок квадратной стальной трубы, разбивается металлическим шаблоном на секторы в том виде, какой результат вы хотите получить (фото 15). Закладываются стальные заготовки или засыпается металлический порошок (пудра) разного вида (фото 16). Еще вариант - их сочетания, например, четыре вида металла и два вида порошка. Далее - в горн, для разогрева до белого цвета (фото 17). Ну а дальше - процесс ковки. Итог - вот (фото 18).

Фотографии несколько искажают цвет стали, в реальности же клинки выглядят очень красиво. Прямо не хочется выпускать их из рук (фото 19).

В конце встречи я спросил у Юкки - учит ли он чему-то своих детей? Передает ли какой опыт? На что он ответил: «Я учу их доводить начатое до конца».



Яковлев А.
"Спортивное рыболовство" №12 Декабрь 2012


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Лукавая
Дата: Пятница, 18.10.2013, 19:09 | Сообщение # 2 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Финский нож. Часть 2


В декабрьском номере прошлого года мы познакомились со знаменитым мастером Юккой Ханкалой. В этом - побываем в гостях у молодого (фото 1), но очень интересного и талантливого мастера Саку Хонкилахти (SakuHonkilahti,www.netikka.net/sakunsivu). Он не так давно начал серьезно заниматься изготовлением ножей, но уже получил серебряную медаль в 2012 году за нож на ежегодном и самом престижном чемпионате производителей ножей, который проводит Ассоциация финских кузнецов - Suomen Puukkoseura. Это был традиционный финский нож с берестяной ручкой (фото 2), а, насколько я знаю, в данной номинации - самая серьезная конкуренция, и там очень строгое судейство.



Саку - по образованию врач и работает в больнице, а изготовление ножей до недавнего времени было его хобби, которое со временем он захотел сделать своей профессией. На производство первого ножа у него ушло более десяти часов. И, как сам он шутит, мало нашлось желающих его купить. В отличие от мастера Юкки Ханкалы, о котором говорилось в первой части моего обзора, у Саку Хонкилахти несколько иная философия изготовления и назначения финского ножа - он приверженец старых финских традиций. Молодой мастер считает, что нет необходимости в собственном дизайне. Ведь традиционный финский нож настолько универсален, что нет необходимости выдумывать что-то особенное.

«Нож - это нож», - говорит Саку. Лаконичность и качество - вот его девиз, и именно это привлекает меня в его ножах.

То, что ниже - записано со слов мастера.

Традиционный финский нож - это, в первую очередь, инструмент и помощник. В лесу, на рыбалке, на охоте, в мастерской и так далее. Он может использоваться практически для всего и заменить многие инструменты. Конечно, это не значит, что ножом нужно заменить все. Необходимо думать и понимать - что вы делаете ножом. Его нельзя применять как фомку. Или, например, расщеплять толстое полено на щепки - лезвие надо беречь. В традициях финнов на этот случай предусмотрен топорик. Кстати, существуют и такие модели топоров, которые как нож можно носить на поясе. Есть правило, которому надо неукоснительно следовать - не делайте ножом ту работу, которую можно сделать топором! И нож вам будет служить очень долго.

А почему у традиционных ножей старой школы короткие лезвия? Все очень просто. Потому что нет необходимости в длинных лезвиях. А зачем тогда тратить столько лишнего металла? (!) С давних времен повелось, что хорошая сталь стоит дорого. Ножи с длинным клинком (по этой самой банальной причине) было сложнее продать и дороже изготовить самому. Этот подход являлся просто экономией, он и закрепился.

В традиционных финских ножах (в отличие от шведских, которые более плоские) толщина лезвия у ребер заточки больше, чем в верхней части (фото 3). Считается, что с ромбовидными клинками ножи лучше строгают. И это очень важно, как я говорил выше, что нож - это в первую очередь ИНСТРУМЕНТ. И его можно использовать по-разному: срезать, втыкать и так далее. И вся конструкция традиционного финского ножа, включая форму ручки и короткого клинка, позволяет с удобством держать нож в руке, выполняя разную работу. Например, когда вы режете хлеб, то держите ручку целиком в кулаке. А когда что-то выполняете «тонкое», можно частично держать нож за лезвие, при этом он все равно будет удобно лежать в руке.



Саку делает ножи не ради денег, а ради удовольствия. Поэтому у него нет стремления к количеству произведенного, а только - к качеству, к безусловному соблюдению традиций и технологий. И не важно, сколько на это уходит времени. Для тех, кто ценит традиции, есть смысл присмотреться к ножам этого мастера. Можно быть абсолютно уверенным, что такой нож был на поясе 300 лет назад - и таким же будет через 300 лет. Финны очень серьезно относятся к сохранению традиций.

Как уже говорилось в первой части, перед встречей я обращался к мастерам с просьбой поделиться своим опытом для тех читателей, которые хотят сделать нож или же ручку к приобретенному лезвию. Ниже Саку расскажет, как правильно изготовить рукоять ножа из берестяной коры, но сейчас небольшое отступление.

Дело в том, что, со слов Саку, он старается делать ножи с использованием минимального набора современных станков. И все его производство поместилось в обыкновенном стандартном гараже. Насколько я знаю, у наших читателей очень популярна тема «Своими руками» - и наверняка опыт Саку Хонкилахти кому-то будет полезен.

Итак, какое же основное оборудование мастерской? Первое, что бросается в глаза - это наковальня, ну и молот (фото 4).



Второе - это, конечно, газовая печь, которую он сам смастерил (фото 5). Такая печь может разогреть металл до 1500 градусов.

К сожалению, я не смог найти информацию, делает ли кто в России такие печи. В Интернете на сайтах о ножах дают чертежи, но кто дает? Можно ли доверять мнению автора? Какая нужна техника безопасности? - Все это не известно. Мне кажется, что это ОЧЕНЬ большой риск. На всякий случай (вдруг кому-то надо) даю ссылку на сайт финского мастера, где можно приобрести газовую печь - http://kimmo.kniivila.com/?p=ahjot

Еще один очень полезный станок в мастерской - это лентошлифовальный (фото 6). Но есть более простой способ (фото 7) - в патроне закрепленной дрели зажат шлифовальный ролик, в данном случае - от Wolfcraft (зернистость №40). Именно этот - очень полезное приобретение для тех, кто любит мастерить своими руками. Подходит как для твердых пород дерева, так и для металла. В Интернете можно найти, кто ими торгует у нас.

Обратите внимание, что к этой конструкции у мастера сооружен простой и очень практичный пылеуловитель, к которому можно подсоединить шланг от пылесоса (фото 8). И еще одна необходимая вещь для доводки лезвий (фото 9).





Теперь - рассказ от Саку Хонкилахти о том, как правильно изготовить ручку для ножа из березовой коры.

В первую очередь нужна березовая кора. Заготавливать ее надо в середине лета. Зимняя кора или кора от старых пней, заготовленных для топки дров и так далее - для производства не годится. В Финляндии нужно получить для этого специальное разрешение. Старайтесь брать кору белую, без изъянов, и лучше - от молодых берез. Толщина коры имеет значение. Лучшим считается материал толщиной около двух миллиметров. Замерьте и отсортируйте кору для хранения (фото 10). После заготовки кору следует поместить под пресс, иначе она свернется в рулон.



Теперь - сам процесс изготовления рукояти.

Сначала нужно нарезать полосы из коры, затем - полосы на кусочки необходимого размера (фото 11). После кору очищаем и ошкуриваем на шлифовальной машине или вручную (фото 12). Не раздумывая, избавляйтесь от брака. Используйте кусочки коры только без повреждений!

Далее фиксируем нож в тисках, при этом не забудьте надежно предохранить лезвие от царапин (фото 13). Затем специальным пробойником (или иным способом) пробиваем в коре пару отверстий для укладки на ручку ножа (фото 14)



О том, как правильно набирать рукоять. Все кусочки идут наружной стороной коры вверх. И обязательно следует чередовать продольное и поперечное расположение волокон.

На изготовление рукояти ножа необходимо примерно 120 кусочков коры.

Необходимо периодически подбивать кору (Саку для этого использует брусок с продольным отверстием - фото 15).

После того, как набрана необходимая длина рукояти, крепится навершие с отверстием, чтобы задний кончик лезвия выходил наружу.

Вслед за тем нужно небольшим молотком быстро и много (до тысячи раз) простучать по выступающей части лезвия. При этом вы развальцовываете металл (скрепляя ручку и нож в единое целое) и уплотняете максимально кору рукояти (фото 16).

Обратите внимание, что при наборе ручки из коры не используется клей! Никакого пресса, связующих - только молоточек.

Теперь можно приступать к шлифованию и придать рукояти необходимую форму. Но на этом процесс не заканчивается. После того, как рукоятка ножа готова, необходимо поместить нож в муфельную печь на 1 час с температурой в 100°С. Береста имеет собственную клейковитость - и под воздействием температуры она лучше слипается. После печи можно еще немного подстучать рукоять ножа.



После обработки рукоять можно пропитать специальной пропиткой (фото 17). Но Саку считает, что она не очень нужна. Кора березы - прекрасный материал. Такая рукоять не скользит в руке. И даже если рукоять намочить, вода соскальзывает с коры - и она остается практически сухой и надежно удерживается в руке. Со временем такая ручка будет выглядеть более интересно. На фото 18 - два ножа: один только что изготовлен, второй - который постоянно используется в мастерской, с годами он еще больше отполировался.



Яковлев А.
"Спортивное рыболовство" №1 Январь 2013


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг восьмой - Подбираем атрибуты к снаряжению. » Финский нож
Страница 1 из 11
Поиск:
Статистика сайта
Последние обновлённые темы
Поговорим о том, о сём. ▼ Посмотреть 21.06.2017, 20:08 Автор РадиоХулиган Курилка
Отчет с берега Волги за несколько ночей. Пляж. ▼ Посмотреть 10.06.2017, 13:36 Автор старче  
Отчет за 2 июня 2017г. Река Самара. Город САМАРА. Южный... ▼ Посмотреть 02.06.2017, 17:50 Автор старче  
Когда щука не клюет ▼ Посмотреть 29.05.2017, 16:40 Автор РадиоХулиган Щука
Отчет за 21 мая 2017г. Самара. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 21.05.2017, 22:33 Автор старче  
Рыболовный отчет за 7.05.2017 г. ▼ Посмотреть 07.05.2017, 18:07 Автор Путешественник  
Рыболовный отчет за 5 ммая 2017 г. Самара. Самарка. Южн... ▼ Посмотреть 06.05.2017, 07:52 Автор старче Водохранилище
Отчет о рыбалке 2 мая 2017 г. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 03.05.2017, 18:21 Автор старче Водохранилище
Отчет за 28 апреля 2017 г. Волга. Владимировка. ▼ Посмотреть 30.04.2017, 17:54 Автор старче Курилка
Нашли расхитителей.. ▼ Посмотреть 24.04.2017, 10:08 Автор старче Курилка
НЕ НАША ПОГОДА, ▼ Посмотреть 24.04.2017, 05:21 Автор старче Водохранилище

|
        
           

| | | Экстремальный портал VVV.RU | Рейтинг@Mail.ru |
Уважаемые посетители сайта Рыбалка с Душой
За файлы, предоставленные на нашем сайте, Администрация никакой ответственности не несёт.
Мы не заливаем на наш ресурс файлы, защищенные авторскими правами, и удаляем подобное по первой просьбе правообладателя.
Copyright MyCorp © 2011-2017