Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках. - Форум
..

Статус "Гость" | RSS


.

 


 

 


 
Авторское право на темы форума Новые сообщения Открыть мини-чат Поиск Правила форума RSS-подписка
Страница 1 из 11
Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг шестой - Как и какую выбрать Лодку / Мотор И Т п. » Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках.
Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках.
Лукавая
Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 02:41 | Сообщение # 1 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках. Часть 1


Когда человек приходит в рыбалку своим путем, а не в рамках семейной традиции, самый трудный на этом пути - первый шаг. А именно - шаг, связанный с приобретением нового комплекта «лодка – мотор». И очевидно, что этот вопрос наиболее сложно решается для городских жителей, ибо изначально не совсем понятно, где и как будет использоваться и храниться данное снаряжение. Но когда ясность тут наступает, наваливается очередной вал сложных проблем, связанных с поиском оптимального сочетания этого комплекта под ваши задачи. Это и определило тему предлагаемой ниже статьи, в которой я попытаюсь прояснить эту непростую задачу и, по возможности, сузить направление поиска.

Разобью ее на две части. В первую войдет небольшой обзор, на взгляд автора позволяющий прояснить вопросы, связанные с выбором и приобретением лодочного мотора небольшой мощности, а во вторую - результаты проведенного теста небольших лодок под этими моторами.

Примерно такие комплекты в водно-моторных кругах рыболовов-любителей получили меткое прозвище «Комплект эгоиста» (фото 1).



Подобное название полно описывает предназначение этой категории маломерных моторных судов. Предполагается, что человек далеко не самых выдающихся физических кондиций в одиночку способен загрузить этот комплект - лодку и мотор - в автомобиль для доставки на водоем. А на берегу также самостоятельно все выгрузить (фото 2) и подготовить к плаванию. И после окончания рыбалки все сложить и засунуть в авто.



Исходя из этого посыла, проведем небольшой выборочный маркетинг одноцилиндровых подвесных лодочных моторов (фото 3).В поле моего зрения попали наиболее часто встречающиеся на прилавках профильных магазинов и пользующиеся устойчивым спросом марки и модели моторов. Большую часть этого ряда лично довелось в большей или меньшей степени использовать на рыбалке или в процессе проведения испытания различных лодок на воде. Перечень, разумеется, не полный, но в значительной степени рисующий картину современного российского рынка моторов.



Может, это звучит и непатриотично, но, к сожалению, в этом сегменте рынка вопрос «наш – не наш» решается однозначно. Наш «Салют» ни по одному показателю не является конкурентом таким грандам, как Honda, Mercury Mariner, Suzuki, Tohatsu - Nissan Marine, Yamaha. В таком именитом окружении «Салют» может привлечь разве что одним - ценой. А надежность изделия, его комплектующих - увы, пока оставляет желать лучшего. На воде же, когда мотору доверена жизнь человека, все должно быть максимально надежно. Хотя, с другой стороны, если вы чувствуете, что где-то в глубине сознания затаилось и ждет своего часа желание до тонкостей разобраться во всех технических нюансах устройства отечественного мотора, а может даже - и что-то улучшить в его конструкции, рискните попробовать. Если же к подобному самопожертвованию пока не готовы, то выбор может пасть на один из вышеперечисленных брендов.

Не вошли в мой список протестированных моторов изделия итальянской Selva - по причине очень скудной личной информации об их использовании. А также моторы китайских производителей, опыта эксплуатации которых и отзывов бывалых специалистов пока явно не достаточно. Тем не менее, представленные в таблице 1 – это на сегодняшний день наиболее распространенные и востребованные моторы. Какие-то рекомендации им, естественно, совершенно не нужны, и разговор пойдет лишь об их технических характеристиках, причем в той части, которая может быть полезна при выборе.

Но вначале несколько общих рекомендаций по подходу к выбору мотора.

Если вы живете в небольшом городе, где нет официального представительства этих фирм, тогда основным критерием выбора может быть близость сервиса к вашему населенному пункту. Вторым критерием может быть доступность сервиса и стоимость возможного ремонта. Так, к примеру, для Северо-Западного региона наиболее доступным и дешевым оказывается обслуживанием моторов Mercury и Suzuki, а наиболее дорогим, да и с наибольшими сроками поставки комплектующих – Honda. Хотя, ради объективности, нужно сказать, что эти бренды своей надежностью заслуживают самой высокой похвалы. Однако справедливым будет и такой посыл: в линейке каждого производителя наравне с очень удачными моделями присутствуют и менее удачные. Но сейчас речь пойдет лишь о совсем маленьком сегменте рынка, в котором таких заметных отличий не наблюдается.

Все эти маленькие моторы при условии грамотного и своевременного обслуживания, а также бережной эксплуатации отлично работают по многу лет и не доставляют своим хозяевам особых проблем. Долговечность бесперебойной работы такого мотора будет определяться в первую очередь тем, как он обкатывался, транспортировался, эксплуатировался, хранился, обслуживался, т.е. вашим вниманием к нему и выполнением требований производителя.

Следующий немаловажный вопрос – двум или четырем тактам отдать предпочтение. В общих чертах рассуждения могут выглядеть так.

2-тактный мотор – это простота в обслуживании, надежность и неприхотливость. Устойчивая работа в широком диапазоне температур от -15 до +35ºС. Минимальные вложения по обслуживанию, благосклонно принимает наш 92-й бензин. Перевозка и транспортировка с минимальными ограничениями. Грамотно обслуженный в конце сезона и хранившийся в соответствии с рекомендациями зимой, мотор, как правило, в начале сезона отлично заводится и работает все лето без какого-то дополнительного внимания со стороны владельца.

Рулевому помимо выполнения своих основных функций остается в нужной пропорции смешивать бензин с моторным маслом TC-W3 (предназначенным для ПЛМ), внимательно следить за наличием струи воды из контрольного отверстия контура системы охлаждения да контролировать затяжку струбцин мотора на транце лодки.

Обычно расходными материалами в первые годы жизни мотора могут быть только свечи зажигания – после каждого сезона. Также к ежегодным расходным материалам следует отнести и редукторное масло. Его рекомендуется менять через 100 часов работы или раз по окончанию сезона, если суммарная наработка оказалась менее. Ну и крыльчатка помпы водяного охлаждения - ее рекомендуется заменять через каждые 200 - 300 часов работы мотора.

Бензиновый фильтр, который встроен в топливную систему мотора, рекомендуется после каждого сезона лишь продувать струей воздуха в обратном направлении.

Также к расходным материалам, можно отнести и гребной винт - правда, это особенно свойственно любителям погонять по неизвестным акваториям....

4-тактный мотор – это более тонко организованный и настроенный механизм (фото 4), требующий к себе несколько большего внимания и при перевозке, и при эксплуатации, и при консервации на зимний период. Хотя конструкция таких маленьких моторов предельно упрощена, но, тем не менее, уход за ними нужен несколько иного уровня, чем за 2-тактными. Да и проведение диагностических и ремонтных работ требует достаточно высокого уровня знаний и навыков, поэтому лучше, если они будут постоянно находиться под присмотром профессионалов из специализированных сервисных центров.



В силу своих конструктивных особенностей 4-тактные моторы эксплуатируются на чистом, без добавления масла бензине. Те же конструктивные особенности делают 4-тактные моторы заметно экономичнее. Так, 2-тактные двигатели за час работы потребляют около 0,38 - 0,44 л на каждую лошадиную силу, в то время как 4-тактные – 0,33 - 0,35 л. Эти данные получены в результате многочисленных тестов независимых западных экспертов. Они неоднократно публиковались не только за рубежом, но и у нас - в виде перепечаток, в частности - в журнале «Катера и яхты». Испытания, проведенные производителями маленьких ПЛМ, дают следующие значения часового расхода 5-сильных моторов. Так, например, 2-тактный Tohatsu M5 – 2,5 л/час, а 4-тактный Tohatsu 5MFS – 1,7 л/час. А Yamaha для своих «малышей» дает следующие значения: 2-тактный 5СHH – 2,75 л/час, а 4-тактныйF-4 - 1,6 л/час.

Если же полученные цифры окажутся иными - например, превышающими указанные величины более чем на 0,2 л/час, то это даст основания задуматься о неоптимально отрегулированном карбюраторе. А если полученные значения оказались заметно меньше – то мотор не выходит на заявленную мощность.

В отличие от 2-тактных, для смазки трущихся пар в 4-тактных моторах есть масляный картер. Система смазки в этих моторах максимально упрощена, масло подается разбрызгиванием. Поэтому на низких и средних оборотах мотор может использоваться сколько угодно долго без каких-либо негативных последствий для себя. А вот при выкручивании ручки газа до упора (в этом примере мы говорим о длительной эксплуатации в данном режиме) нежелательные последствия могут и наступить. Причина - масляное голодание, просто данная система смазки для газа в «полную тапку» не очень подходит.

Смену моторного масла в 4-тактниках в соответствии с рекомендациями производителей необходимо производить после окончания процесса обкатки, затем - каждые 100 часов или по окончании сезона, если, опять же, пробег получился поменьше. В рекомендациях большинства производителей есть некоторые ограничения на применяемые в моторах масла - SAE 10W-30 и 10W-40.

Точно так же меняется масло и в редукторе (этот процесс у 2-тактных и 4-такткных моторов идентичен). Для этого производителями рекомендованы специальные трансмиссионные масла GL-5 SAE 80W-90.

Как правило, по окончании сезона проводится общая диагностика мотора и консервация на зимний период хранения. Об этом подробнее мы уже говорили в специально посвященной консервации статье (см. «Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора» №11 – 2010 – ред.).

Итак, общий обзор завершен, и данные наиболее популярных у нас моторов сведены в таблицу 1.

ТАБЛИЦА 1 МАЛЕНЬКИХ МОТОРОВ

В таблице представлены данные по моторам, предназначенным для установки на суда с высотой транца 15 дюймов «S»



На всякий случай - ссылки на сайты производителей:

http://www.mercurymarine.com/engines....rstroke

http://www.yamaha-motor.eu/eu/products/marine-engines/index.aspx

http://www.yamaha-motor.com.au/products/all

http://www.globalsuzuki.com/marine/2st.html#kero - 2-тактные моторы – только начиная с 9,9 лс

http://www.mariner-outboard.com/mariner....ange=93

http://www.tohatsu.co.jp/en/boat/products/index.html

По положению на сегодняшний день получается весьма любопытная картина. Некоторые производители начали частично отказываться от производства 2-татктных моторов категории

Portable (портативный). А некоторые перенесли производство в Азию – из-за того, что Северная Америка и Западная Европа практически перестали ввозить и продавать подобные моторы на своей территории. Поэтому и отечественный рынок, вполне возможно, в ближайшее время тоже будет претерпевать какие-то изменения. А пока, как видно из таблицы 1, самая широкая гамма моторов - у Yamaha. Второе - третье места (условно) делят Mercury/Mariner и Tohatsu/Nissan Marine. В целом цифровые показатели не очень существенно отличаются в сопоставимых группах.

Вначале посмотрим на левые столбцы у каждого производителя, в них технические характеристики моторов от 2 до 3,5 л.с.

Если несколько углубиться в детали, которые не вошли в таблицу, то вначале можно обратить внимание на винты. Винты некоторых маломощных моторов изготавливаются из пластика (фото 5).



Их фиксация на гребном валу мотора осуществляется при помощи штифта (водномоторники говорят – шпонки), которая предохраняет винт от повреждения при наезде на препятствие. Как правило, штатный винт является оптимальным по параметрам (диаметр 7 - 7,25 дюйма, шаг – 6 дюймов) и не предусмотрены винты с иными диаметрами и шагами. Поскольку посадочное место шпонки в винте оправлено металлом, с подбором материала для шпонок нужно быть очень аккуратным. Если металл окажется прочнее рекомендуемого, то при ударе винтом о препятствие появится риск повредить винт и разбить это посадочное место. Если же металл шпонки окажется слишком пластичным, то он может согнуться - и законтрить винт или развальцеваться в отверстии, что сильно затруднит замену шпонки.

Какие-то производители оснащают маленькие моторы алюминиевыми винтами (фото 6). Они, конечно, немного дороже, но и их скоростные характеристики несколько выше. Об этом в деталях речь пойдет чуть позднее.



Моторы этой категории оснащены встроенным баком от 0,5 до 1,5 л (фото 7). Если вспомнить ранее приведенные цифры по расходу, то можно подсчитать, на сколько часов хода хватит этого бака.

Все моторы заводятся на нейтрали, а передний ход включается специальным рычагом. Исключение составляет лишь модель Honda 2 (фото 8), которая не имеет подключаемого хода. На ней установлена центробежная муфта - и ход начинается с повышением количества оборотов.

Honda 2, к слову сказать, один из немногих лодочных моторов, не имеющих принудительного водяного охлаждения. Он сконструирован с воздушным охлаждением, и если на вашей лодке предстоит лазить по камышам, в густой траве либо по мелководью, то этот мотор может быть ценной находкой. Вы сможете не заботиться о засорении системы охлаждения. Правда, платой за это удобство будет чуть увеличенная шумность.



Все эти маленькие моторы так установлены на крепежной струбцине, что возможен их полный поворот – и реверс осуществляется разворотом мотора на 180º. Моторы этой категории, как правило, не имеют положения «мелководного привода».

И еще один конструктивная особенность, на которую прошу обратить внимание. Это строка в таблице 1 «Управление газом». Есть несколько моделей у Mercury/Mariner и Tohatsu/Nissan Marine, где управление дроссельной заслонкой в виде полозкового регулятора выведено на переднюю панель мотора, что значительно упростило конструкцию румпеля и общую компоновку мотора (фото 9). Это особенно удобно в двух случаях:

- когда есть необходимость долго поддерживать постоянную скорость;

- когда мотор используется на лодках длиннее трех метров и имеющих U-образный баллон, но нет необходимости ставить удлинитель румпеля (фото 10).



Если же мотор устанавливается на совсем маленьких лодках с U- или О-образной (замкнутой) формой баллона с навесным транцем, особенно при пользовании лодкой в одиночку, где без удлинителя румпеля не обойтись (фото 11), то моторы с подобным управлением газа оказываются не очень удобными.

Теперь посмотрим на старшую группу, в которой сосредоточены 4 – 6-сильные двигатели. И также начнем с винтов. Винты для этих моторов изготовлены уже из сплавов алюминия. Их фиксация на валу может быть разной: кто-то из производителей ставит шпонку, у других в ступице – торсионы (демпферы). Для этих моторов производителями предусмотрена возможность замены штатного винта. Так, на Mercury/Mariner можно поставить винты диаметром 8 дюймов и шагом последовательно 6, 7 и 8 дюймов. А у 4-тактных – Four Strokes 5HP - даже 9 дюймов.

В моторах этой категории уже может быть устроен выхлоп отработанных газов через ступицу гребного винта. Все моторы имеют принудительное водяное охлаждение. Они могут быть оснащены как встроенными, так выносными баками или и тем и другим одновременно. Выносные баки, как правило, имеют емкость 12 л. При экономичном использовании этого с лихвой хватает на двухдневую рыбалку с суммарным пробегом более 100 км.

Рычаг переключения передач этой моторной группы имеет 3 положения - нейтраль, вперед, назад. Струбцины некоторых производителей - такие же по конструкции, как и у меньших моторов, т.е. могут обеспечить поворот на 360º, что делает использование мотора очень удобным, а лодку - маневренной.

Разные производители устанавливают разное количество уровней (положений) мелководного привода. Хотя практика показывает, что из всего обилия положений достаточно одного – промежуточного, которое обеспечивает погружение ниже уровня воды водозаборной решетки, а гребного винта - до положения чуть выше уровня киля лодки.

На этой категории моторов управление газом вынесено на румпель, что делает их очень удобными для применения и с удлинителем.

Сведенные в таблицу показатели мощностей и объемов цилиндров в целом позволяют составить достаточно объективную картину поведения этих моторов, когда они будут установлены на различные корпуса. Однако есть несколько моментов, которые из таблицы совершенно не видны, а могут проявиться, иногда - совсем неожиданно, лишь на воде. И до тех пор, пока лодка не спущена на воду, многие рассуждения «вообще» могут быть очень и очень далеки от реальности. И чтобы попытаться связать теорию с практикой, несколько человек из Питерского клуба рыбаков решили встретиться у воды.

Чтобы ограничить по объему и по времени предполагаемый тест лодок и моторов, было решено все уместить в рамки подбора вышеупомянутого «Комплекта эгоиста». По моторам решили ввести ограничение по мощности от 3 до 6 л.с. - исходя из того, что часть таких моторов может использоваться шкиперами без прав.

Участники теста предоставили свои моторы (фото 12), которые были в очень хорошем или даже отличном техническом состоянии, особенно это касалось винтов. К сожалению, не все моторы из списка именитых брендов (см. таблицу 1) удалось получить для тестовых заездов. Но даже того парка, что был в нашем распоряжении, оказалось вполне достаточно. А модель Mercury М5 оказалась продублированной - и появилась возможность на одной и той же лодке покатать и сравнить оба мотора, но об этом чуть позднее. Сперва желающие проверили форму ручек, удобство переноски и сколько какой мотор весит в руках. Посмотрели удобство расположения (фото 13) и работы с основными устройствами управления. Сравнили эргономику различных производителей. Здесь же, на берегу, состоялся и небольшой обмен мнениями по опыту использования этих моторов, в частности - подготовке для них топливной смеси исходя из различных режимов перемещения по воде.



Тест моторов решили проводить «по-взрослому», запаслись даже тахометром (фото 14). Хотя было изначально ясно, что если совсем «малыш» разгонит лодку больше 20 км/час, а «четверка» - «шестерка» более 22 - 23 км/час, то все они будут работать с заметным перекрутом.



Соколов В.
"Спортивное рыболовство" №3 Март 2011


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Лукавая
Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 03:13 | Сообщение # 2 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках. Часть 2


В наших испытаниях мы решили ограничиться моделями лодок с неделимой массой до 37 кг. На просьбы организаторов теста откликнулись как владельцы лодок, так и представители питерских производителей, в итоге каждый из желающих смог попробовать 6 различных корпусов.

Все началось с извлечения транспортировочных сумок с лодками из автомобилей. Мы оценили, какие модели как упакованы и с каким удобством они могут разместиться в машинах для перевозки на рыбалку. Следующий этап – это оценка «подъемности» сумок (фото 1), удобства их переноски, а также доставки уже накачанных лодок к воде и обратно (фото 2). Правда, поскольку все эти ощущения – очень субъективны, никаких обобщений не делалось и в таблицу не вносилось.



Были представлены несколько типов корпусов. Во-первых, лодки уже традиционной и, можно сказать, ставшей уже классической компоновки - с жестким пайолом, выполненным из водостойкой фанеры. Например, модель Смарт 310К (фото 3) от компании «Посейдон», которую вполне можно позиционировать как плавсредство для любителей рыбалки на небольших акваториях. Или аналогичный по назначению Адмирал 290 (фото 4) от одноименной фирмы, это сравнительно новое имя на рынке отечественных производителей лодок из ПВХ



При тщательном осмотре последней модели не удалось найти заметных огрехов изготовления, удачно вклеено днище и подогнан транец, укладка пайола занимает буквально несколько секунд. Но хоть фурнитура, установленная на модели - высокого качества, только есть и замечания по ее размещению. Вот, скажем, место установки мягкого рейлинга просится немного другое: для шкипера удобно иметь ручку для удержания под правой рукой (фото 5). Хочется верить, что производители прореагируют на пожелания своих покупателей и внесут некоторые коррективы в компоновку «обвеса» лодки.



Обе пайольные лодки исполнены в килевом варианте. Для этих размерений используется кильсон не по всей длине днища, а только в носовой части (фото 6). А на транце такие лодки имеют уже нулевую килеватость днища. Как уже упоминалось (помните про «Комплект эгоиста»?), модели эти можно рассматривать, как плавсредства для одного рыбака на малых реках и озерах. Размещение на борту второго человека, особенно на Адмирал 290, конечно, возможно, но при ловле взаброс из-за небольших размеров лодки придется как-то исхитряться, чтобы не мешать друг другу.

Наибольшим количеством были представлены лодки с надувным дном низкого давления, которые в рыбацких кругах находят все больше и больше поклонников. И для этого, надо отдать должное производителям, есть все основания.

Мы располагали моделями Флагман 350L и Флагман 320L – обе из категории Light (т.е. облегченный вариант). И лодки, действительно, оказались легкими, несмотря на размеры, заметно превышающие габариты представленных на тесте пайольных конструкций. Они имеют в сравнении с теми же пайольными лодками и несколько больший диаметр баллона. И при этом достаточно объемный кокпит. Это лодки - c умеренной килеватостью днища. Все это в совокупности с приподнятой носовой частью баллона делает их заметно мореходнее, что даже не исключает прибрежное использование на морских акваториях.

Специалистами компании проведена хорошая работа по совершенствованию и доводке гидродинамических качеств надувного днища всех лодок. И в итоге лодки практически ни в чем не уступают лодкам с жестким пайолом.А по некоторым параметрам - даже их превосходят. Например, по такому немаловажному показателю, как предельная масса полезной нагрузки, позволяющей выходить в режим глиссирования в сопоставимых условиях с одним и тем же по мощности двигателем.

Участвовали в тесте еще две лодки, также с надувным днищем, от компании «Ротан». Ротан 380Э – своеобразно спроектированная лодка, в которой относительно малая собственная масса удачно сочетается со значительными размерами. Добротно сделанная модель на фоне остальных небольших лодок смотрелась прямо-таки большой баржей. Второй лодкой от компании оказалась модель Ротан 340Э (фото 7), тоже интересный и своеобразный аппарат. Претензий к изготовлению – никаких, разве что чуть изменить расположение фурнитуры, но, это, что называется, на любителя.



Оба ротановских корпуса по конструкции являются плоскодонными, с небольшим подъемом баллона в носовой части, что в значительной степени определяет круг их применения. Это - как небольшие реки и озера, так и весьма значительные, но... пока там нет волны. А если груз в лодке неправильно распределен, то даже при небольшой загрузке, когда ходовой дифферент незначителен, невысокий уровень баллона на форштевне не позволит без забрызгивания идти против волны более 20 - 30 см высотой. И, учитывая плоское днище, поездка может доставить некоторый дискомфорт неопытному экипажу при попытке быстрого перемещения против подобной волны.

В отличие от всех остальных ПВХ-лодок, на транце ротановских нет сливных клапанов. Кокпит этих лодок – самоотливной. Хорошо это или плохо – решать потребителям. Но когда в лодку, стоящую на воде, при навешенном моторе забирается шкипер чуть за 100 кг весом, вода в кокпите (правда, в очень небольших количествах) через систему самоотлива все же появляется. Поэтому вещи, которые требуют исключительно сухого хранения, на этих лодках лучше убирать в герметичные упаковки.

К лодкам с надувным днищем у участников теста было несколько вопросов. Первый - насколько удобно ловить взаброс с такой лодки стоя. Чтобы не подвергать коллег опасности, тест проводили вблизи от берега (фото 8). Мнения несколько разошлись: кто-то не испытал при этом вообще никакого дискомфорта, а кому-то показалось, что на хорошо накачанном дне стоять неудобно, особенно после жесткого пайола. Нашлись и коллеги, склонные к компромиссу - они решили, что после покупки лодки с надувным днищем сделают фанерную вставку по ширине кокпита - и ловлю стоя будут осуществлять исключительно с нее...



Второй, причем регулярно дискутируемый в Интернет-пространстве вопрос, оказался очень просто решаемым, когда рядом оказались лодки разных конструкций. Этот вопрос - насколько удобно сидеть на штатных банках в лодках с надувным днищем? Ведь в силу конструктивных особенностей надувного дна глубина кокпита получается все же чуть меньше, чем у пайольных одноклассниц. Как подтвердили все участники теста, разница практически неощутима, если здоровые колени. Если же с состоянием суставов не все в порядке, то и на банку в пайольной конструкции придется устанавливать дополнительные накладки, чтобы поднять посадочное место на максимально возможную высоту.

Мы убедились, что на многих лодках установлена качественная фурнитура отечественных производителей. Это можно записать в актив - многие детские болезни преодолены. По большому счету, нашим производителям осталось разобраться лишь с ножными помпами.



Итак, лодки спущены на воду, тест начинается. Для того чтобы условия теста максимально приблизить к условиям эксплуатации, выдвигаем из своей среды самого легкого шкипера – он весит около 65 кг (фото 9). Он первый испытывает корпус с мотором, и все первые графы в таблице 2 - это показания, снятые с его GPS-навигатора. В отдельных случаях, когда полученные результаты вызывают удивление, садимся уже с двумя GPS-навигаторами в другую лодку - и проводим дополнительный контрольный замер скорости с параллельно идущей лодки. После получения повторного подтверждения, цифра заносится в таблицу.



После в лодку садится пилот чуть за 90 кг - и заезд повторяется. Для маленьких 5-сильных моторов разница в 30 кг оказывается уже весьма ощутимой – скорость заметно снижается. Это особенно сказывается на самых коротких лодках.

И третий заезд - когда в лодке оказываются уже оба пилота вместе (фото 10). Понятно, что при такой нагрузке далеко не все лодки смогут идти в переходном режиме, а уже о глиссировании я и не говорю – это под силу единицам. И лишь установка на транец 4-тактного Suzuki 6 помогает для большинства лодок с экипажем из двух человек частично решить проблему с выходом на глиссирования.



Так что, по всем показаниям, данные, сведенные в этой таблице, получились очень близкими к максимуму возможностей соответствующих комплектов в магазинной, что называется, комплектации. То есть - мы не занимались какими-то дополнительными подгонками высоты установки мотора на транец и подборами винтов под соответствующую лодку с конкретным водоизмещением, оставив небольшое поле для самостоятельного творчества любителям выжать из комплекта все до последней капли.

Исключение было лишь в одном случае. Как уже говорилось в начале статьи в предыдущем номере журнала, на тест были представлены два одинаковых 2-тактных мотора Mercury 5. Один мотор – прямо из магазина, он проходил лишь штатное обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя. Другой мотор имел более точную настройку карбюратора и системы зажигания, плюс там был установлен несколько доработанный винт с реальным шагом 7,8 дюйма. И результаты, показанные доработанным мотором на аналогичных корпусах, оказались примерно на 0,5 - 1,5 км/час резвее, чем у магазинного аналога. Однако для объективности в таблицу вошли данные «магазинного» мотора.

Хочу обратить внимание и еще на один показатель, повергший всех наблюдателей в изумление. При сопоставлении результатов Mercury 3,3 и Yamaha 3 на одинаковых корпусах, для всех большой неожиданностью оказалось, что «японка» по скорости вышла победительницей. Именно из-за этого результата на дистанцию снаряжалась еще одна лодка для проведения контрольного замера с парой GPS-навигаторов. Можно предположить, что более высокий КПД алюминиевого винта на ней все же сыграл решающую роль. А может - слукавили и производители, когда рисовали на колпаке мотора цифру «3». Но факт, что называется, налицо - смотрим таблицу...

Хотя в другом случае, когда сравнивали показатели 2-тактного Mercury 5 и 4-тактной Yamaha 5, «японка» малость уступила, хотя имелась большая надежда, что все будет ровно наоборот. Но вполне может быть, что мотор с японским именем, но нынче собранный во Франции - и потому уже вписывающийся в жесткие требования ЕВРО4, пришлось несколько «подзадушить»…

Нагружать третьим человеком лодки не стали - и так было понятно, что при этой нагрузке будет уже явно водоизмещающий режим на скорости не более 15 - 16 км/час.

На какие графы таблицы я хочу обратить ваше внимание?

Во-первых, на строку для Адмирала 290. Как уже отмечалось выше, благодаря хорошо проработанным обводам он оказался единственным, кто почти (!) вышел на глиссирование под мотором Yamaha 3 (фото 11).



Равно как и под всеми остальными моторами эта лодка с минимальной нагрузкой показала высокие скорости – вот что значит правильно изготовленное днище и… как назло сдувшийся кильсон. Когда же были проведены повторные заезды с нормально накачанным кильсоном, максимальная скорость упала примерно на 1,2 км/час. По многочисленным просьбам участников теста в таблицу вошли данные с не полностью накаченным кильсоном. Вывод по этой лодке логичный: она - для одного рыболова и с самым минимальным набором снаряжения на небольших лесных озерах. Если полезная нагрузка будет превышать 100 кг, то из-за своей небольшой длины скоростные показатели лодки сразу начинают уступать более длинному Смарту 310.

Вторая строка, на которую хочу обратить внимание - для Смарта 310. Он если и уступал Адмиралу, то явно по мелочам. Зато лишние 20 см длины делают его уже заметно грузоподъемнее Адмирала. При не очень толстом шкипере лодка может быть уже не только ярким представителем «Комплекта эгоиста», но и даже, если хотите, маленьким крейсером для дальних поездок по небольшой воде, закрытой от сильных ветров.

В роли такого же микрокрейсера с успехом может выступать и Ротан 340Э – это еще одна строка, данные из которой необходимо прокомментировать. Очень хорошо продуманная конструкция корпуса и плоскодонные обводы позволили ему уверенно глиссировать с двумя членами экипажа и под мотором в 5, и, естественно, в 6 «лошадей». Он, вполне предсказуемо, не показал каких-то очень быстрых секунд с небольшой нагрузкой, но зато вышел в лидеры по такому немаловажному показателю, как величина полезной нагрузки, выводимая на глиссирование под мотором минимальной мощности (на фото 12 – 4-сильный мотор, например). Поэтому представляется, что создание на его базе комплекта для небольших закрытых акваторий также имеет большие перспективы. Правда, нужно сразу оговориться, что уже под 5-сильным мотором, когда на борту один человек, из-за плоского днища у этой лодки в поворотах самый заметный раскат и боковое проскальзывание. При установке более мощного мотора, также при минимальной полезной нагрузке, в таком плавании надо быть предельно внимательным - или же дополнительно догружать лодку. Но надо также понимать, что с более мощным мотором каких-то рекордных скоростей на этой лодке не получить. Плоское дно, эффективно работающее при выводе на глиссирование, уже после разгона станет активно подтормаживать.



И еще одна строка, над содержанием которой стоит поразмышлять, она для Флагмана 350L. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что практически со всеми моторами, и с совсем маленькими, и с 5 – 6-сильными, его показатели ненамного отличаются от остальных плоскодонных конструкций, будь те с пайолом или с надувным дном. Вывод напрашивается сам собой: тщательно выполнены килеватые обводы. Их качество позволяет говорить о широком спектре применения данной лодки под разными моторами и с разными нагрузками. Обводы Флагмана 350L имеют среднюю килеватость, что более присуще лодкам, которые строились для преодоления волны, причем не только маленькой, как в небольших реках или озерах, а порой и весьма приличной.

Это предположение подтверждает и форма баллона в носовой части лодки – баллона приподнятого и «заточенного» под хождение по большим, открытым всем ветрам акваториям.

Как уже было сказано выше, Флагман 350L можно использовать не только как основу для «Комплекта эгоиста» под маленьким двигателем в 5 - 6 л.с., но и, что называется, на вырост. Установив на нем более мощный двигатель, его можно уверенно использовать как минимально возможный корпус для рыбалки на большой воде - типа Финского залива, Ладоги или Онеги.

Уже за рамками программы тестов мы опробовали лодку Флагман 350L под 2-тактным мотором Mercury 15. Мотор специально не подгонялся по высоте, на нем стоял штатный винт - в такой комплектации мотор был приобретен в магазине. И, тем не менее, с одним шкипером лодка разогналась без малого до 45 км/час, показав при этом отличную устойчивость на курсе и управляемость, возможность входить в поворот на любых скоростях без бокового проскальзывания. При добавлении пассажира скорость лодки вполне предсказуемо снижалась до 36 км/час, что в целом говорит об хороших ходовых качествах корпуса.

Нельзя обойти вниманием и Флагман 320 L: благодаря массе в 21 кг он может достойно конкурировать с маленькими пайольными конструкциями как одноместное судно.

Первый раз питерские рыбаки решили таким образом и с такой целью собраться. Причем тех, кто в Интернете объявлял о своем намерении, оказалось десяток человек, а на берегу водоема, где проводились тесты, реально собралось почти полсотни! Так что подобная тема интересует многих, и подобный сбор, пожалуй, одна из немногих возможностей, что называется, вживую все увидеть.

В заключение хочу поблагодарить коллег, принявших участие в тесте, руководство питерских компаний «Флагман» и «Адмирал» (admiralspb.com) за предоставленные образцы продукции, а компанию «БЧ5» за содействие в подготовке материалов по лодочным моторам.

В. Соколов
"Спортивное рыболовство № 4 - 2011г."


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг шестой - Как и какую выбрать Лодку / Мотор И Т п. » Подбор комплекта «Эгоист», или снова о моторах и лодках.
Страница 1 из 11
Поиск:
Статистика сайта
Последние обновлённые темы
р. Самарка. Южный мост. Камни. 14 июля 2017г. ▼ Посмотреть 15.07.2017, 09:00 Автор старче  
р.Самарка. Южный мост. Камни. ▼ Посмотреть 11.07.2017, 15:11 Автор старче  
Отчет с берега Волги за несколько ночей. Пляж. ▼ Посмотреть 02.07.2017, 10:18 Автор старче  
Отчет за 2 июня 2017г. Река Самара. Город САМАРА. Южный... ▼ Посмотреть 02.06.2017, 17:50 Автор старче  
Когда щука не клюет ▼ Посмотреть 29.05.2017, 16:40 Автор РадиоХулиган Щука
Отчет за 21 мая 2017г. Самара. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 21.05.2017, 22:33 Автор старче  
Рыболовный отчет за 7.05.2017 г. ▼ Посмотреть 07.05.2017, 18:07 Автор Путешественник  
Рыболовный отчет за 5 ммая 2017 г. Самара. Самарка. Южн... ▼ Посмотреть 06.05.2017, 07:52 Автор старче Водохранилище
Отчет о рыбалке 2 мая 2017 г. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 03.05.2017, 18:21 Автор старче Водохранилище
Отчет за 28 апреля 2017 г. Волга. Владимировка. ▼ Посмотреть 30.04.2017, 17:54 Автор старче Курилка
НЕ НАША ПОГОДА, ▼ Посмотреть 24.04.2017, 05:21 Автор старче Водохранилище

|
        
           

| | | Экстремальный портал VVV.RU | Рейтинг@Mail.ru |
Уважаемые посетители сайта Рыбалка с Душой
За файлы, предоставленные на нашем сайте, Администрация никакой ответственности не несёт.
Мы не заливаем на наш ресурс файлы, защищенные авторскими правами, и удаляем подобное по первой просьбе правообладателя.
Copyright MyCorp © 2011-2017