Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора - Форум
..

Статус "Гость" | RSS


.

 


 

 


 
Авторское право на темы форума Новые сообщения Открыть мини-чат Поиск Правила форума RSS-подписка
Страница 1 из 11
Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг шестой - Как и какую выбрать Лодку / Мотор И Т п. » Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора
Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора
Лукавая
Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 02:09 | Сообщение # 1 |
Группа Владелица сайта
Постов: 1277
Статус:
Владелец сайта За то что люблю тебя
За первое сообщения За +10 репутации За +20 репутации За +30 репутации За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума За отличное посещение форума
Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора


15 сентября в соответствии с региональными Правилами спортивного рыболовства завершился такой короткий в наших Северо-Западных краях водно-моторный рыбацкий сезон на Ладоге и большинстве крупнейших водоемов области. Скоро последуют распоряжения губернаторов городского и областного, закрывающие моторную рыбалку и на Финском заливе. И навалятся заботы по подготовке зимнего хранения лодки и мотора. Именно тогда закладываются основы надежной работы комплекта в новом сезоне и его долгой службы вообще.

Начинаем с лодки

Регламент работ будет зависеть от того, где и в каких условиях лодка будет храниться в зимний период. Прежде чем рассмотреть варианты, хочу обратить ваше внимание на несколько цифр. Большинство ПВХ-материалов, сертифицированных для изготовления лодок (а именно такие сейчас превалируют в любительской рыбалке), имеют свой температурный режим: при каком готовое изделие может эксплуатироваться и при каком – длительно храниться. Так, большинство производителей для эксплуатации лодки из ПВХ отводит границы от минус 5 до плюс 45ºС, а для хранения - от минус 45 до плюс 50ºС. Но необходимо сделать одну существенную оговорку: при низких температурах (ниже минус 5ºС) ПВХ-материал попросту дубеет - и любое силовое воздействие на сложенную лодку может привести к повреждению ткани и комплектующих, отлитых из ПВХ. В итоге, например, она может быть приведена в рабочее состояние только после часового нахождения при температуре воздуха не ниже +15ºС.

Исходя из вышеприведенных данных, становится понятно, что лодка весьма неприхотлива к условиям, а значит – и к месту хранения. Это может быть и помещение, где поддерживается комнатная температура, и неотапливаемый гараж. Главное - соблюдение требований по пределу низких температур. И - подальше от открытого огня и обогревательных приборов.

Теперь будет понятна и последовательность действий при подготовке лодки к длительному зимнему хранению. Начинаем с того, что лодка по окончании сезона должна быть тщательно отмыта. Причем не столько от обычной грязи, сколько от биологических остатков (частичек оброненной пищи, рыбьей слизи и чешуи). Дело в том, что при хранении плохо промытой лодки в жилом помещении может появиться неприятный запах разлагающейся органики. А если лодка будет лежать в нежилом помещении, куда возможно проникновение грызунов, то те не преминут воспользоваться этаким пахнущим подарком. Но самая большая беда, что вместе с органическим мусором эта серая камарилья выгрызает и значительные куски ПВХ-ткани. В результате ваша лодка, на зиму превращенная ленивым хозяином в бесплатную столовую, весной будет походить скорее на дуршлаг, чем на надежное плавсредство.

Чтобы тщательно помыть лодку перед консервацией на зимний период используйте обычное хозяйственное мыло и небольшой кусок поролона, этого достаточно. Если же брать моющие средства с ПАВ (поверхностно-активные вещества) - типа Fairy, то такими можно пользоваться только в тех местах, где есть нормальная канализация – и ни в коем случае не вблизи естественных водоемов, где вы ловите рыбу.

Второй этап – это последующая обязательная сушка лодки и элементов пайольного покрытия, особенно выполненных из фанеры. С особенной тщательностью необходимо просушить транец лодки (фото 1). Несмотря на то, что изготовлен он из водостойкой фанеры, по периметру еще дополнительно защищенной и специальными пропитками, полугодичное хранение в условиях сырости может привести к самым нежелательным последствиям - вплоть до замены транца весной.



В процессе мойки и сушки лодки следует провести осмотр ткани лодки – своеобразную диагностику (фото 2) на предмет проколов, порезов и потертостей. В зависимости от выявленных нюансов, следует принимать решение. Вариантов три. Первый - оставить все до весны, но тогда результаты осмотра могут забыться. Вариант второй - самому провести комплекс ремонтных работ после просушки - и убрать лодку на хранение, зная, что она в полном порядке. И вариант третий – отвезти лодку в сервис-центр для диагностики и последующего ремонта силами специалистов. Для большинства третий вариант наиболее приемлем. И тем более, если в процессе навигации уже были какие-то ремонтные работы - можно отследить их результаты и привести лодку в хорошее состояние руками спецов. А осенью это сделать значительно проще, чем весной – не будет очередей к мастерам.



Обычная форма хранения надувной лодки – это упаковка в штатную сумку или рюкзак. Но совершенно не возбраняется хранить лодку и в накачанном виде. Главное, чтобы ее масса была равномерно распределена по поверхности опоры - и не было бы маленьких по площади пятен контакта днища с опорой. При этом надо помнить, что лучше не трогать лодку при больших значениях минусовых температур. Ну и следить, чтобы не было ни избыточного, ни явно недостаточного давления в герметичных объемах. А уже весной проверить баллоны лодки на предмет наличия в них большого количества конденсата.

Некоторые фирмы, идя навстречу пожеланиям своих клиентов, на своей территории организуют места для теплого зимнего хранения лодок. Можно воспользоваться и таким предложением, тем более что мойку, сушку и диагностику лодок там проводят специалисты. И весной после такого хранения лодку можно смело забирать прямо на рыбалку.

Переходим к мотору

Статистика сервис-центров однозначно показывает, что если мотор (какой бы именитой фирмы он не был) не консервировался на зиму, да еще и простоял в неотапливаемом помещении вроде холодного гаража, где суточная температура повторяет скачки температуры уличной, то на шестой - седьмой год эксплуатации привозится в моторный сервис для капитального ремонта.

Статистика по моторам, которым обеспечивается более комфортное и теплое хранение в жилых помещениях, пусть и без консервации - конечно, заметно более приятная. Но не настолько, чтобы полностью отказываться от консервации. Тем более, что многие процедуры, которые необходимо проделать с мотором, помимо своего основного предназначения выполняют еще и вспомогательную, если хотите - профилактическую или диагностическую функцию.

Итак, что нужно сделать с мотором? Начать процесс консервации можно еще на воде, только приближаясь к берегу с вашей последней в этом году летней рыбалки. Но для этого надо подготовиться - заранее запастись:

- терпением и свободным временем, чтобы все последовательно выполнить;

- необходимым инструментом;

- консервантом (фото 3).



Здесь сразу же хочу оговориться: чтобы заниматься самостоятельно подобными вещами, надо все ж иметь некоторый опыт. Или делать это под руководством опытного наставника. И еще один немаловажный момент: все это надо проделывать, если ваш мотор относительно новый - и в нем не предусматривается никаких плановых замен быстроизнашивающихся компонентов. Если же мотор, и этому есть веские причины, будет доставляться на диагностику специалистам, то тогда есть прямой смысл им и поручить весь комплекс работ. Тем более что большинство сервис-центров дают и гарантию на работу двигателя.

Но продолжим. Процесс консервации начинаем с того, подаем в систему питания мотора консервант, который, распространяясь вместе с топливом, покроет защитным слоем не только элементы поршневой группы двигателя, но и все составные кривошипно-шатунной группы. Подробная инструкция по применению прилагается к баллону, но в общих чертах использование такого консерванта сводится к разбрызгиванию аэрозоли в диффузор карбюратора при его работе на топливной смеси. Для этих целей необходимо снять кожух мотора. Если щели воздухозаборника окажется недостаточно для использования консерванта имеющегося вида, то можно снять лицевую панель. По завершении действия консерванта (после остановки двигателя) порекомендуется вывернуть свечу зажигания и залить немного консерванта непосредственно в камеру сгорания. Действие консерванта, попавшего в ваш мотор, заставит его немного подымить, а потом, минут через 5 – 7, и полностью остановиться. Это значит, что вещество консерванта полностью покрыло все поверхности мотора. Все это необходимо сделать потому, что при работе мотора вместе с воздухом во внутренние полости попадает и некоторое количество водяных паров, содержащихся в нем. А эти пары в процессе длительного зимнего хранения, особенно если оно проходит в неотапливаемом помещении с уличными условиями хранения, из-за перепадов температуры образуют конденсат, выпадающий росой (фото 4).



Что, как правило, уже следующей весной, может принести довольно много неприятностей - процесс коррозии металла не заставит себя долго ждать. Весной же может статься и звоночек, связанный с работой коленвала (фото 5): задиры и прочие неприятности на поверхностях скольжения могут не только испортить и без того короткий сезон, но и, учитывая немалый срок поставки запчастей, полностью лишить летом рыбацких радостей.



Невыработанный бензин, который остался во встроенном бачке мотора и в карбюраторе, следует полностью слить (фото 6), чтобы не связываться со стабилизаторами топлива



Топливная система должна быть чистой. Топливный фильтр (фото 7) следует отсоединить и продуть в обратном направлении.



На берегу после снятия с транца лодки мотор желательно на некоторое время поставить вертикально для слива воды из системы охлаждения. Пока стекает вода, вывинчиваем свечу, заливаем консервант. Свечу возвращаем на место. Весь мотор и остатки консерванта на поверхности протираем мягкой тряпкой. Для покрытия консервантом максимальной поверхности, а также чтобы окончательно избавиться от воды в контуре охлаждения, спустя несколько минут, убедившись, что выдернута страховочная чека (т.е. электрическая цепь системы зажигания разомкнута), необходимо сделать несколько плавных потяжек за пусковое устройство или провернуть маховик строго в сторону его вращения при работе мотора. Это сделать необходимо, если температура окружающего воздуха находится в районе ноля градусов или ниже. А также если местом хранения двигателя будет неотапливаемый гараж или балкон при температуре наружного воздуха.

Следующие этапы лучше проводить не на берегу, а в мастерской, оснащенной необходимым набором инструментов.

Для подготовки к этому этапу, следует запастись следующими компонентами:

- маслом в редуктор (фото 8);



- запасными шайбами-прокладками для винтов;

- емкостью для сбора отработанного масла;

- консервирующей смазкой (фото 9);



- если подходит срок или произошел аварийный износ (фото 10),



то элементами водяной помпы - нижней пластиной (фото 11), крыльчаткой, стаканом;



- если мотор 4-тактный, то моторным маслом и новым фильтром (в зависимости от мощности и модели мотора).

Один из важнейших этапов – замена масла в редукторе мотора. Эту процедуру следует совместить с внешним осмотром на предмет выявления визуально наблюдаемых следов потеков масла на корпусе. Если их нет, то это косвенно свидетельствует о хорошем здоровье сальников (фото 12).



Начинаем замену масла с отворачивания установленных на дейдвуде винтов - вначале верхнего (фото 13), а потом нижнего (фото 14). Здесь владельца мотора может подстерегать неприятность: как правило, винты, выполняющие функции пробок, оказываются крепко прикипевшими к своим посадочным местам. И чтобы стронуть их с места, потребуются хорошие навыки и соответствующий инструмент. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи инструмента пневматического - так крепко могут оказаться завинченными гайки, особенно в новом моторе. Если у вас будет помощник – это хорошо: вдвоем отворачивать значительно сподручнее, особенно уложив мотор на мягкую подложку румпелем вниз и зафиксировав неподвижно дейдвуд.



Перед тем как начать отворачивать винты, позаботьтесь о емкости для слива отработанного масла и о его полноценной замене. Уплотняющие шайбы, стоящие на винтах, могут оказаться поврежденными после откручивания последних. Поэтому заранее подготовьте замену шайбам.

Когда масло начало сливаться (желательно, чтобы мотор был подвешен в вертикальном положении) - необходимо проявить особенную бдительность. Если привычный темный цвет трансмиссионного масла вдруг стал белесым и очень напоминает суспензию – это тревожный сигнал, свидетельствующий о повреждении сальников редуктора. В этом случае уже сейчас, осенью необходима их замена. Но с учетом времени поставки в магазины запчастей, ее лучше поручить специалистам, особенно если ранее не было опыта в подобных работах. И, конечно, ни в коем случае не откладывать на весну. Как правило, весенние очереди в сервис-центры – самые большие и нервные. А ваш мотор к весне должен быть в полном порядке!

Есть и еще один неприятный момент, на который следует обратить особое внимание. Если в трансмиссионном масле стали заметны вкрапления металлической стружки или пыли, то это говорит и значительном износе шестеренок редуктора (фото 15). Выявив такой дефект, также не стоит откладывать его устранение на весну. Сразу же - в сервис-центр, и там озадачить его устранением специалистов.



Если же масло - чисто как слеза, то порадовавшись этому, все равно переходим к его замене. Как правило, многие производители трансмиссионных масел для подвесных лодочных моторов осуществляют их розлив в очень удобные для проведения замены емкости - тубы, снабженные штуцером под размер отверстия в редукторе. С таким устройством процесс замены значительно упрощается. Следует заранее поинтересоваться количеством масла, заливаемого в редуктор вашего мотора, чтобы приобрести необходимое количество упаковок специального (!) масла.

Итак, мотор установлен вертикально - именно в этом положении и следует проводить замену масла в редукторе. Штуцер вставляется в нижнее (!!!) отверстие и масло из него выдавливается до тех пор, пока не появится из отверстия верхнего. После этого верхнее отверстие быстро закрывается пробкой, штуцер вынимается и закрывается пробкой нижнее отверстие. Еще раз напомню, что наличие уплотнительных шайб на винтах – обязательно. Надо также постараться, чтобы потери масла при этой процедуре были минимальные. Перелить масло в редуктор практически невозможно, а вот недолив может быть чреват серьезными повреждениями шестерен редуктора.

После переходим к следующим узлам мотора. Проводим осмотр гребного вала (фото 16). Для этого следует снять винт. Если все снимается легко и просто и вал не имеет люфтов ни в одной из плоскостей, то гребной вал потребует лишь защитной консервирующей смазки. Если же люфты очевидны, то мотор следует показать специалистам. Хотя незначительные отклонения могут быть вполне терпимыми.



Особое внимание при осмотре вала нужно обратить на его биение при вращении. То есть, визуально центр вала будет вращаться не в одной точке, а совершать движение по некоей эллиптической кривой. Такие вещи, как правило, появляются после ударов винтом о препятствия. Даже, казалось бы, незначительное соприкосновение со, скажем, подводным камнем на большой скорости может иметь далеко идущие и очень неприятные последствия - начиная от повреждения гребного вала, шестерен редуктора, сальников и вплоть до обрыва маховика на коленвале (фото 17).



После осмотра винт можно вернуть на свое законное место, но только в том случае, если состояние винта не вызывает никаких замечаний. Если же винт попадал не в одну переделку, то целесообразно провести его замену. Дело в том, что неотбалансированный винт способен достаточно быстро разбить подшипники и сальники редуктора.

Если же повреждения винта несущественны, можно попытаться его реанимировать. В чем может заключаться реанимация?

Во-первых, в небольшой рихтовке лопастей. Но при этом следует помнить, что материал винта (обычно - сплавы алюминия) не отличается какой-то особой пластичностью. Поэтому небольшие отгибы материала лопасти еще есть возможность вернуть в первоначальное состояние. Если отгиб существенный, то, скорее всего, при рихтовке может произойти откалывание поврежденной части винта. Так что к вопросу реставрации надо подходить исключительно аккуратно.

Во-вторых, подпиливание лопастей винта в тех случаях, когда имеются вырывы кромок. С тем, чтобы придать кромкам лопастей плавные обводы. Но здесь также нужно знать меру. Дело в том, что подпилив одну лопасть, мы просто разбалансируем винт. Поэтому сразу же переходим к третьему.

В- третьих - это балансировка винта, которую делать необходимо, если из-за повреждения одной лопасти она была подпилена. Общий алгоритм работы такой: вначале - выровнять все лопасти по минимальной из них по диаметру. Потом, сделав шаблон минимальной по площади лопасти, остальные привести по очертаниям к ней. Ну и в завершение - проверить, не будет ли бить винт при больших оборотах.

Понятно, что в домашних условиях, не имея навыка и необходимого оборудования, выполнить эту работу весьма непросто. И чтобы не нагружать редуктор мотора плохо отбалансированным винтом, лучше искать полноценную замену - новый винт. А этот, на всякий случай, положить в запас. На воде всякое бывает...

Но при этом следует помнить, что уменьшив диаметр винта, мы тем самым снизили нагрузку и на мотор. Поэтому используя подрезанный винт, не стоит давать мотору максимальные обороты - они могут быть уже выше предельно допустимых.

Разобравшись с винтом, переходим к осмотру помпы. Для этого нужно отсоединить «ногу» (дейдвуд) мотора (фото 18). При обычной, бережной эксплуатации производитель рекомендует производить замены крыльчатки примерно через 200 часов эксплуатации. В отдельных случаях эта цифра может быть заметно сокращена, если мотор использовался для частого хождения по мелководью - и элементы корпуса помпы уже подверглись значительному абразивному воздействию.



При анализе состояния помпы в первую очередь обращаем внимание на крыльчатку. На ней не должно быть обрывов (фото 19), а резина, из которой она изготовлена, должна оставаться эластичной и принимать свою первоначальную форму после извлечения из корпуса (фото 20).



Если крыльчатка уже имеет дефекты, ее лопасти истерты или имеют заметные вырывы, то такой элемент должен быть срочно заменен. Никому не известно, в какой части мотора может застрять даже маленький кусочек крыльчатки после обрыва - и как после этого будет работать вся система охлаждения. Поэтому лучше провести замену.

Также обращаем внимание на стакан (фото 21) и на нижнюю пластину. Если на них уже есть заметные следы выработки, то это значит, что подача воды в систему охлаждения идет в меньших количествах, чем требуется мотору, особенно при работе на максимальных оборотах. Следовательно, эти элементы также подлежат замене осенью.



После анализа работы системы охлаждения мотор можно собрать, предварительно покрыв смазкой шлицы на вертикальном валу (фото 22). Этой же смазкой покрыть все трущиеся металлические поверхности, в первую очередь – элементы подвески мотора: струбцины, поворотный механизм, элементы мелководного привода, румпеля и т.д.

Так в общих чертах выглядит процесс консервации подвесного мотора на зимний период. Хранить его предпочтительнее в вертикальном положении. Самый оптимальный вариант – это закрепить на доске, имитирующей подвеску на транце, но можно и поставив на перо дейдвуда. Желательно под него положить лист белой бумаги в качестве «контрольки»: периодически ее проверяя на наличие следов масла, можно быть более уверенным за сохранность сальников редуктора.

Если мотор зимует при комнатной температуре, то достаточно простой защиты его от пыли. Если же мотор остается зимовать при температуре окружающего атмосферного воздуха (неотапливаемый гараж или балкон), то не стоит его слишком закутывать, особенно в полиэтилен. Необходимо его защитить только от возможных осадков. Штатного чехла для этого вполне достаточно.

В комплекс мероприятий по консервации 4-тактных моторов добавляется еще и замена моторного масла. Это касается совсем маленьких двигателей. Двигатели помощнее в своей конструкции имеют и встроенный фильтр в виде сетки, который при замене масла хорошо бы осмотреть и при необходимости прочистить. Ну, а совсем мощные моторы имеют внешний масляный фильтр, который подлежит замене при каждой смене масла.

Мероприятия по консервации мотора обычно совмещают с диагностикой ГРМ (газораспределительного механизма) и поршневой группы, но это уже только к специалистам.

Приведенные на фото к статье названия масел и смазок рекомендованы для применения ведущими производителями подвесных лодочных моторов и используются в сертифицированных сервисных центрах. Употребление продуктов других производителей также возможно, но при условии соответствия технических характеристик. И желательно, что это были бренды, которые себя зарекомендовали только с положительной стороны.

Требования по консервации мотора - несложны, если есть некоторые навыки обращения с подобной техникой. Их выполнение сможет обеспечить мотору долгую жизнь, а судовладельцу – уверенность в своей безопасности на воде.

Автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала Водно-Моторному Центру на Софийской, 14, компании «Посейдон» и магазину «Лоцман» (все – Санкт-Петербург).

Соколов В.
"Спортивное рыболовство" №11 Ноябрь 2010


Верх упорства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласится)))



Форум » Обучение рыбной ловле, первые шаги. » Шаг шестой - Как и какую выбрать Лодку / Мотор И Т п. » Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора
Страница 1 из 11
Поиск:
Статистика сайта
Последние обновлённые темы
р. Самарка. Южный мост. Камни. 14 июля 2017г. ▼ Посмотреть 15.07.2017, 09:00 Автор старче  
р.Самарка. Южный мост. Камни. ▼ Посмотреть 11.07.2017, 15:11 Автор старче  
Отчет с берега Волги за несколько ночей. Пляж. ▼ Посмотреть 02.07.2017, 10:18 Автор старче  
Отчет за 2 июня 2017г. Река Самара. Город САМАРА. Южный... ▼ Посмотреть 02.06.2017, 17:50 Автор старче  
Когда щука не клюет ▼ Посмотреть 29.05.2017, 16:40 Автор РадиоХулиган Щука
Отчет за 21 мая 2017г. Самара. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 21.05.2017, 22:33 Автор старче  
Рыболовный отчет за 7.05.2017 г. ▼ Посмотреть 07.05.2017, 18:07 Автор Путешественник  
Рыболовный отчет за 5 ммая 2017 г. Самара. Самарка. Южн... ▼ Посмотреть 06.05.2017, 07:52 Автор старче Водохранилище
Отчет о рыбалке 2 мая 2017 г. Самарка. Южный мост. ▼ Посмотреть 03.05.2017, 18:21 Автор старче Водохранилище
Отчет за 28 апреля 2017 г. Волга. Владимировка. ▼ Посмотреть 30.04.2017, 17:54 Автор старче Курилка
НЕ НАША ПОГОДА, ▼ Посмотреть 24.04.2017, 05:21 Автор старче Водохранилище

|
        
           

| | | Экстремальный портал VVV.RU | Рейтинг@Mail.ru |
Уважаемые посетители сайта Рыбалка с Душой
За файлы, предоставленные на нашем сайте, Администрация никакой ответственности не несёт.
Мы не заливаем на наш ресурс файлы, защищенные авторскими правами, и удаляем подобное по первой просьбе правообладателя.
Copyright MyCorp © 2011-2017